Черт меня дернул пересмотреть "Госпожу Бовари". Ведь это литература моего детства. Без русской тяжеловесной рефлексии. Без "положительных персонажей" — тошнотворного социалистического воспитательного месседжа.
Флобер — это, если угодно, Мамлеев без мамлеевщины. Ад без червей. Стерильность высокой литературы, где даже "грязные подробности" столь идеальны, что их можно продавать по завышенной с аукционов. В Европе порок превращается в капитал. В России — в дерьмо, в подножный корм.
Госпожа Бовари это кто? Это любой экзистенциальный субъект, столкнувшийся с сансарной предопределенностью. Общественных ли страт, страны, пола? Не имеет значения. Нужна ли была Эмме любовь? Ха-ха. Избавьте. Эмма искала экзистенциального реванша. Но находила лишь унылых устриц-любовников. Потому, что в "романтическо-половой" парадигме любовь была фальшивым синонимом самости (субъектности) или свободы.
Конечно, Эмма тратила деньги не на любовников. Она вкладывалась в личную иллюзию, в метафизический комфорт. По сути, сыграла в русскую рулетку. А зря. Тот мышьяк Осознания (гнозис), который влила он себе в рот перед смертью, она должна была влить обществу, будь у женщин ее сословия такие возможности.
В этой книге есть лишь один персонаж, чья фраза могла бы прозвучать из моих уст — "Что я буду потом с ней делать?" Так вопрошал богатый ее любовник. Увы и ах, это основной вопрос "отношений" тоталитарных, по своей сути. И, да, я — не госпожа Бовари.
Ссылка на текст: https://vk.com/wall-1047804_10283
|