«Меланхолический конструктор» Алины Витухновской. Чтобы выпустить книгу Витухновской, нужно было обладать недюжинным куражом и смелостью ответить за этот ход, так как многие авторы, узнав, что вышла книга Витухновской в том же издательстве, где они желали видеть свою, просто забрали бы свои тексты. Дана Курская и команда рискнули — и получили изящный, провокационный и очень действенный сборник. Можно обожать стихи Витухновской, можно их ругать, можно игнорировать, но любая реакция на них будет сильной.
С моей личной точки зрения, эта книга была просто необходима как крутой антидот отраве, породившей за последний год новую волну психоза в обществе. Цель поэтических опытов Витухновской, как мне видится, — инертный ко всему обыватель, привычный к разного рода сообщениям, которого трудно вывести из зоны комфорта (довольно ущербного). Чтобы найти средство, способное это сделать, нужно отлично знать, чем живёт этот обыватель. Витухновская начинает рассматривать его мир, как биолог исследует мир пчелы или майского жука.
Вот что пишет Аркадий Смолин о стихах, вошедших в «Меланхолический конструктор»: «Сто лет назад биолог фон Икскюль предложил понятие умвельт как определение ближайшей области окружающего мира, которую животное способно воспринять. Умвельт Витухновской — небытие, пустота. Витухновская не изучает Ничто, она… видит только его... “Идея Ничто сама по себе // В философии не нова. // Но Ницше верует в сверхлюдей, // А Хайдеггер — в сверхслова”. Поэтому настоящий поэт (по Витухновской) — не гений, способный на озарение и прозрение, но созвучная этому хаосу пустота. Талант отныне — не в поэтическом обживании мира, а в способности опустошаться перед лицом фрагментов техногенной реальности. Поэт обитает в норах между ними, в зазорах и нестыковках». Вполне революционная позиция, что соответствует амбициям «Стеклографа».
III
Погляди, повесилась невеста
На столбе фонарном, словно кукла.
А тебе не кажется прелестной
Жизни этой пресная наука?
Развевайся, ситцевое платье,
Обнажай прозрачное бельё!
Той верёвки страшное объятье
И верней и крепче, чем твоё.
У стихов Витухновской, написанных в двухтысячные, удивительный дар сочетать трагифарс с нежнейшей, любовной лиричностью и очень смелым отношением к культурным кодам, хотя и сам автор не принял бы второе определение. Это стихи, которые не ложатся на душу, а будоражат её.
Стекло как материал сочетает в себе разные стихии: огонь, землю, воздух и воду. Все четыре контрастны друг другу, а издательству, в чьём названии присутствует стекло, просто вменяется обращать внимание на авторов контрастных.
Ссылка на публикацию: http://znamlit.ru/publication.php?id=7248
|