А детям и понимать не особо надо! Достаточно им прочувствовать внутренний мир автора и найти общности между ним и собой. Я когда-то преподавал в школе Азербайджанскую литературу средних веков. А у авторов того времени-XI-XVI века, язык, средства выражения, поэтическая техника, и самое главное-культурный контекст отличаются от современности как небо и земля!
Как быть? Та методология, которую предлагала советская педагогика, у меня еще в школе, когда я сам учился, вызывал негодование и абсолютно не годилась. А другую я не знал и решил идти по визуализации преподавания: произведения, которые следовало изучать, я воспроизводил на доске той графикой, которой писали сами авторы и предложил ученикам просто срисовывать с доски.
Затем чтение стихов увязывал с графикой-стихотворный размер жёстко привязан к графике. Ритмику показывал своей походкой и учил детей ходить под ритм конкретного стихотворения.
А когда дети увидели, что стихи это прикольно, то им стало любопытно, а что означает сам текст с его метафорами-анафорами-литотами-гиперболами и тогда началось подлинное осмысление Поэзии.
Почему мне близки стихи Алины? Потому что она единственный русский поэт, пишущий стихи подлинные-от себя и к себе. То есть она умеет собственные переживания передавать как не своих, но при этом у читателя не возникает сомнений их подлинности и возникает эффект сопереживания. А это мастерство редких поэтов средневекового Востока-Хафиза Ширази(фарси), Мухаммеда Физули(азербайджанский), и с оговорками-Баки(староосманский).
Я этих поэтов читаю-перечитываю почти 50 лет и не могу сказать, что уже смог постичь их сути. Витухновская ровно из этого ряда. Подчеркиваю, не по форме, не по содержанию, а исключительно по масштабу дарования и масштабу личности.
Шамил Алиев
|