Поэт Сергей ЯШИН о книге Алины Витухновской "Черная икона русской литературы" (Екатеринбург, Ультра.Культура, 2005).
АЛИНА ВИТУХНОВСКАЯ. ЧЕРНАЯ ИКОНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Черная икона… Что запечатлено на ней? Святой лик: энигматический эротический символ, или узор бабочки, чье появление, предвещает что-то страшное? Totenkopf. Как еще оную бабочку не привлекли по той или иной статье за ношение политнекорректного символа? От чего почернела сия икона? Закоптили ли ее свечи? Или почернела она от кощунств, свершающих перед ней свои ужасные ритуалы? А что если образ сей "черная дыра", космический спрут, пожирающий концентрационную явь своими гравитационными или антигравитационными щупальцами?
Кто там сидит в глуби нутра?
Где выход черная дыра.
Там дырно черен страшный вход.
Куда? Назад или вперед?
Алина Витухновская, Alien, Дюймовочка психотеррора, Белоснежка в готическом платье… Оставим эпитеты. Они не к чему. Перед нами некое Послание. Текст не сводимой, не только к какому либо направлению в литературе, но и отрицающий саму литературу, как явление, на наш взгляд, явно профаническое.
"Уничтожение реальности" – вот лейтмотив книги, метафизика Алины, ставшей самой метафизикой. Православный философ Роман Бычков определил идею Алины, как "анархо-гностицизм". Здесь как-то поневоле вспоминается мистический образ Ацефала, так любимый гностиками. Безголовый андрогин, сжимающий в одной руке кинжал, а другой подьемлющий пылающее сердце. Грубое человеческое рацио (голова) отсечено. Карающий кинжал занесён над карикатурой мира, "сказкой рассказанной идиотом". Только сердце пылает огнем, столь ослепительным, что слепым кротам, оно кажется черным. Опасный путь "левой руки" для "крайне правых".
Трупов столько, как пальцев на левой руке.
Ошарашен. Ура. Будь здоров.
ТЧК. ГОВОРЮ НА ЧУЖОМ ЯЗЫКЕ.
ПОТОМУ ЧТО НА ЭТОМ НЕТ СЛОВ.
Действительно язык Алины – глоссолалия. Язык посвящённых. Язык птиц. "Герои победители дракона, как например Зигфрид нордического предания, – пишет Рене Генон, – так же понимали язык птиц… В этом смысле, победа над драконом своим следствием имеет тотчас же даруемое бессмертием, символизируемое каким-то предметом, доступ к которому сторожил дракон. А это стяжание бессмертия по сути своей подразумевает воссоединение с центром человеческого состояния, то есть с точкой, откуда устанавливается связь с высшими уровнями бытия. Именно эта связь олицетворяется способностью понимать язык птиц; и, действительно птицы часто выступают символом ангелов, то есть высших состояний".
На каком мне теперь говорить языке?
Я про все рассказал человечьим.
Я как мертвая рыба лежу на песке,
Сединой чешуи обесцвечен.
Не в жабрах ли подобных рыб обнаруживаются колдовские перстни?
Очевидно, это высшее состояние, позволяет Алине, прозревать ускользающую от туповатых политиков, грань между "правыми" и "левыми" в мире всеобщего смешения. Сия разница опять же не политическая, а имеющая отношение к более тревожным направлениям.
Творчество Алины Витухновской еще одна грань Традиции. Подлинность, которой определяется парадоксальностью и непредсказуемостью.
Притворный, как волосы льва,
Условный, как власть и слова,
Когда они падают вниз,
Лиловый идет Василиск.
И пусть все эти "левые среди правых" плюются ядом только при упоминании Витухновской. Это показатель ее "правильности" (любимое слово Алины). Их подергивания напоминают судороги гальванизируемой жабы. Василиск уже приближается к ним. Последствия для них будут, мягко говоря, неблагоприятными.
Ссылка на текст: https://vk.com/wall69580333_94910
|