"Я Левитан порнографической вечности, капитан убийства. Мой любовник 1941 года совокупляется с отсутствием моего тела в отсутствие своей личности.
И воздух, полный дрянцом любви, взрывался пылью. И роды военного урегулирования закончились атомной бомбой.
...Я бежал к нему сквозь промозглые холмы вечности: "Где ты, милый?!"
Триста кровавых пятен."
А. Витухновская
В Германии вышла книга русской писательницы Алины Витухновской, в России более известной судебными процессами, нежели стихами. Кельнское издательство "ДюМонт" опубликовало сборник лирики и прозы "Черная икона".
В Германии Алина Витухновская так прокомментировала издание своей книги: "У меня были публикации на иностранных языках, во французских, английских журналах, но книги еще не было. Оценить ее объективно я не могу, потому что я не знаю языка. Говорят, что перевод достаточно хорош, прежние были хуже. Другое дело, что я не очень понимаю востребованность этой книги в Германии. Я удивлена. Мне сказали, что "Голубое сало" Сорокина было издано тиражом в 2000 экземпляров, и за два года он так полностью и не был продан. А сейчас за две недели было продано уже 700 экземпляров моей книги. Видимо люди видят здесь помимо текстов что-то еще, а это — именно то, что мне и было нужно. Я очень боюсь, что меня будут воспринимать только как деятеля искусства"."
Алина Витухновская — человек, пользующийся в России и в Германии довольно скандальной известностью: преследовалась ФСБ, год отсидела в тюрьме по обвинению в торговле наркотиками, пишет деструктивные стихи и прозу, дружит с политическими и прочими радикалами, сотрудничает с национал-патриотическими изданиями "День", "Лимонка", возводит неполиткорректность в ранг жизненного кредо.
Мнения о Алине существуют самые противоречивые. Кто-то называет её "больной девочкой" и предлагает "лечить", или даже судить "за пропаганду войны и насилия", кто-то считает Витухновскую талантливой, восхищается "провоцирующим пафосом" её поэзии, "ощущает как ей грязно, живо и странно", проводит параллели с Мамлеевым, Сорокиным, Маяковским.
Неполлиткорректность Витухновской — явно провокационного характера — так, в "Черной иконе", утверждается, что ""физически ясна мысль о неактуальности "искусства". Гнилой зуб следует вырвать. Стоматология как фашизм. Фашизм как стиль. В искусстве больше нет стиля. Тупые дети читают журнал Cool Girl. Банкиры смотрят порно. Шахтёры онанируют дрелью. Но все они предпочтительней ублюдков, имеющих отношение к искусству... Лучше с детства копить ножи, пистолеты и деньги. Лучше обучаться Войне"."
Не все в Германии встретили "скандальную фигуру" востороженно — критик газеты "Зюддойче цайтунг", например, увидел в Алине представительницу "экзотической фашистоидной тусовки" и "колесико в механизме националистически окрашенной антикультуры". Однако Алина от своих текстов отреклась: "Я себя чувствую дистанцированно от этих текстов. Видимо, очень много энергии в них было вложено. Энергии не поэта, не человека, который получает вдохновение откуда-то извне, которого посетила муза, а энергии человека, который сконцентрировался в какой-то момент для того, чтобы объяснить на человеческом языке нечеловеческие вещи".
Ссылка на публикацию: https://www.pravda.ru/culture/literature/news/10-12-2002/8377-alina-0/
|