Книга Алексея Лапшина «Озарения» – это сборник философских и политических статей, чередующихся с художественными зарисовками. Она интересна в первую очередь тем, кто увлекается современной философией – от Жана Бодрийяра до Гейдара Джемаля. Алексей Лапшин прослеживает путь современного человечества от постмодернизма к постгуманизму через третью мировую войну.
«Уникальность новой войны в том, что ее конечная цель – не передел территории, а переход к принципиально иному миропорядку. Третья мировая – это мост между эпохой постмодернизма, окончательно завершающей цикл Нового времени, и постгуманистической стадией цивилизации».
Я вижу много пересечений со своими текстами («Записки материалиста»), но эти пересечения в первую очередь терминологические, а не смысловые. Например, Алексей оценивает постгуманизм негативно, тогда как я вижу его единственно подлинным, настоящим гуманизмом.
Лапшин прыгнул в современность с модернистским идейным базисом. «Несмотря на информационные войны, среди так называемых великих держав отсутствуют идеологически противоречащие друг другу проекты мироустройства», – утверждает он. Однако я уверена, что все крупные конфликты в современном мире имеют экономическую, а не мировоззренческую основу. Мне близка мысль автора о довлеющем тоталитарном бытии и принуждающей идее блага (у меня – счастья).
«В своих основах человеческое общество, по сути, копирует само бытие, то есть утверждает собственную самоценность и универсальность, приоритет общего над частным. Но главное в этом копировании – присвоение обществом якобы свойственного бытию блага. Именно через идею блага люди проникаются стремлением быть частью целого, в качестве которого презентует себя общество. Одновременно происходит шантаж возможностью быть отлученным от этого блага».
Алексей Лапшин. Озарения. – М.: Летний сад, 2019. – 144 с. |
Книга Лапшина состоит из философских эссе, коротеньких рассказов о жизни – здесь в пучину метафизики вбрасываются домашние животные, что неожиданно и умилительно.
Треть книги занимают воспоминания о членстве в Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Эти заметки – наблюдение изнутри политической структуры партии, дружбы и последующего конфликта Лимонова с либералами – Немцовым и другими – будут крайне интересны тем, кто изучает новейшую историю России.
Лапшин воспринимает вождя нацболов критически: «При всем своем уме, ироничности человеком он оказался совершенно немудрым. За короткий период с Лимоновым произошла поразительная трансформация. Блестящая личность превратилась в свою скверную самопародию. Из-под пера бывшего воспевателя восстаний хлынул вал истеричных, просто каких-то стукаческих статеек, написанных трясущимися от злобы руками. Пожалуй, ни один человек из тех, кто всю жизнь числился в бунтарях и революционерах, не заканчивал свой путь так скверно».
Далее Алексей Лапшин пишет о своем знакомстве с Гейдаром Джемалем – это, на мой взгляд, куда более мощная фигура, чем стремительно устаревающий Лимонов. Фигура во многом неоднозначная и недооцененная.
У Гейдара Лапшин отмечает наиболее интересную и мне идею финализма, где человек назначен Богом в качестве наместника в роли конца всех вещей, в центре которых поставлен. Здесь завуалированно речь идет не о чем ином, как о конце мира, реальности, бытия. Это слишком шокирующие вещи даже для циничной современной философии. Однако они должны прозвучать. Спасибо автору, что он смог рассказать доступным языком для широкой публики о таких сложных метафизических концептах.
Ссылка на публикацию: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-06-20/15_985_non1.html